03.11.2025
Спустя два года после создания Пилотная зона свободной торговли Китая (Синьцзян) стала важнейшим центром логистики и внешней торговли в северо-западной части страны. Она охватывает три ключевые зоны — Урумчи, Хоргос и Кашгар — общей площадью 179,66 км² и уже привлекла более 18 000 новых предприятий. За девять месяцев 2025 года вклад зоны в общий внешнеторговый оборот Синьцзяна составил 40%.
Местные власти провели масштабные институциональные реформы: были устранены административные барьеры, ускорены таможенные процедуры и созданы условия для трансформации целых отраслей — от авиации до биомедицины. Так, в январе 2025 года грузовой самолёт из Тбилиси прошёл срочный ремонт в аэропорту Урумчи по программе «таможенного обслуживания с отсрочкой» — благодаря сниженным налогам и ускоренной логистике. Введение режима «таможенного дозаправления» позволило заправить более 110 000 тонн дешёвого топлива и снизить издержки авиакомпаний на 13%. Только за восемь месяцев текущего года аэропорт Урумчи обработал 68 100 тонн международных грузов — рост почти на 370%.
Особое внимание уделено развитию научного сотрудничества. В декабре 2023 года на территории зоны был открыт Китайско-Узбекский научно-исследовательский центр по разработке новых лекарств. Он объединяет шесть международных лабораторий в Центральной Азии и работает над созданием полной цепочки «наука – производство – клинические испытания – подготовка специалистов».
На транспортных узлах внедрены новые цифровые и «умные» схемы пересечения границ. Так, на железнодорожном порту Хоргос благодаря модели «умный порт + ускоренное оформление» экспортерам теперь требуется всего один час на таможенные процедуры вместо прежних трёх. Это позволило, например, отправлять грузы в Алматы с утра — и доставлять их на рынок к вечеру. За январь–июнь 2025 года торговый оборот одной из компаний через Хоргос превысил 1,4 млрд долларов США. Кроме того, Хоргос стал крупнейшим сухопутным портом Китая по экспорту коммерческих автомобилей — более 780 000 единиц было отправлено отсюда с ноября 2023 по сентябрь 2025 года.
Город Кашгар, находящийся на Шёлковом пути, активно выстраивает новое трансграничное сотрудничество с Кыргызстаном. На базе Кашгарской экономической зоны и кыргызской Свободной экономической зоны реализуется совместный механизм координации. Был открыт международный почтовый узел и TIR-хаб (международная система грузоперевозок), что позволило сократить срок поставки товаров между странами до 48–72 часов. За девять месяцев 2025 года товарооборот между двумя зонами достиг 3,66 млрд юаней (примерно 516 млн долларов США). Через хаб было оформлено 409 выездных грузов, что составило почти пятую часть от всего объёма трафика Китая по системе TIR.
Чтобы повысить прозрачность и безопасность внешнеторговой деятельности, в августе 2024 года в Хоргосе был создан Международный юридический центр. Он уже рассмотрел 105 дел с участием иностранных компаний и урегулировал 269 споров, связанных с трансграничной торговлей.
Согласно заявлениям китайских официальных лиц, пилотная зона свободной торговли будет и дальше играть ключевую роль в международной кооперации, расширяя охват, отраслевую диверсификацию и создавая условия для углублённого взаимодействия, включая с Кыргызстаном.