07.10.2025
Председатель Кабинета министров Кыргызстана Адылбек Касымалиев на аппаратном совещании объявил о запуске новых реформ в рамках программы «Правительственные акселераторы». В Национальной программе развития до 2030 года одним из четырёх ключевых векторов определён «Региональный хаб», поэтому необходимо создать условия для беспрепятственного прохождения торгово-логистических потоков через территорию страны.
В этой связи перед Кабмином поставлена задача упростить процедуру выдачи разрешений на международные автоперевозки в Китай. Перевозчики на маршруте Кыргызстан—Китай сталкиваются с проблемами при получении бумажных бланков разрешений, которыми Кыргызстан и КНР ежегодно обмениваются на паритетной основе. Бланки печатаются в типографии «Учкун» и передаются на КПП «Торугарт», что ведёт к бюрократии и дополнительным расходам.
Главная причина — отсутствие информационной системы, интегрированной с китайской стороной, и механизма электронного согласования. В 2024 году на кыргызско-китайском маршруте выдано 85 тыс. разрешительных бланков, за 9 месяцев 2025-го — уже 95 тыс., к концу года план — 120 тыс. На печать бумажных бланков ежегодно уходит до 2 млн сомов из бюджета.
Для решения проблемы предусматривается переход на электронный формат разрешительных бланков и полный онлайн-процесс по маршруту Кыргызстан—Китай. Планируется разработать ИС, интегрированную с китайской стороной, с обменом электронными разрешениями; обеспечить подачу заявлений, загрузку документов и получение разрешений через личный кабинет перевозчика без личного обращения в органы, сократив процесс до 2 часов; обеспечить приём электронных разрешений таможней. Это позволит перевозчикам экономить время и быстрее проходить границу.
Параллельно дан старт второй реформе — упрощению прохождения транспортного (автомобильного) контроля на границах с государствами ЕАЭС. Проблема — отсутствие обмена данными результатов контроля и разрешительных документов между Кыргызстаном и партнёрами по ЕАЭС, из-за чего перевозчики предъявляют бумаги на границе, что замедляет проверку.
За восемь месяцев текущего года границу КР пересекли свыше 479 тыс. автотранспортных средств (более 253 тыс. — кыргызстанские, свыше 226 тыс. — иностранные). В экспортном направлении — 221 тыс. единиц. Длительные проверки приводят к потерям времени, средств и конкурентных преимуществ: транспорт задерживается от 3 часов до 3 дней.
Комплексное решение предусматривает интеграцию информационных систем Минтранскома, ГТС, Погранслужбы и МВД КР для автоматизированного обмена по каждому ТС; адаптацию ИС к стандартам ЕАЭС; доступ к базе данных МВД для проверки админштрафов в отношении перевозчиков. Реализация в течение 100 дней должна сократить время прохождения транспортного контроля с 2 часов до 30 минут (без учёта очереди), убрать избыточные барьеры, создать благоприятные условия для экспортёров и импортёров, обеспечить выполнение обязательств в рамках ЕАЭС и повысить транзитный потенциал страны.
По итогам заседания профильным госорганам поручено реализовать указанные реформы в 100-дневный срок.